Нояб
9
2012

Посадите ребенка напротив себя таким образом, чтобы ему было легко слышать инструкцию и видеть используемые жесты.

Инструкция, которую вы даете ребенку, должна соответствовать его уровню понимания речи. Она должна быть короткой и четкой, часто ее необходимо давать пошагово, говорить нужно медленно, подкрепляя свои слова жестами. Вместо вербальной (словесной) инструкции можно применять показ, опираясь на подражательные возможности ребенка.

Учитывая замедленное проведение импульсов, характерное для детей с синдромом Дауна, и сниженную скорость формирования ответа, необходимо выдерживать паузу, давая ребенку возможность ответить.

Деятельность, которую Вы предлагаете ребенку, должна быть предметной. Опора не только на зрительный и слуховой, но и тактильный анализаторы* улучшает восприятие материала. Ребенок должен иметь возможность рассмотреть и потрогать тот материал, с которым он работает, для того, чтобы он мог точнее соотнести его с Вашей словесной инструкцией и создать более полный и точный образ. Замена игрушек картинками возможна, если ребенок действительно точно понимает, что на них изображено. Только на достаточно высоком уровне обобщения возможно использование «вопросов и ответов».

Все игры должны иметь четкое начало и конец и динамично сменять друг друга.

Если ребенок не справляется с заданием самостоятельно, можно оказать ему небольшую помощь «советом», сконцентрировав его внимание на нужном сейчас действии или важной детали. Если этого оказывается недостаточно, можно помочь ему в выполнении правильного действия, действуя его руками или выполняя часть задания вместо него. В любом случае задание должно быть закончено.

Если ребенок не справляется с условиями игры, отказывается его выполнять или нуждается в значительной помощи при его выполнении, то это, как правило, значит, что игра не соответствует уровню развития ребенка.

Постарайтесь, чтобы игры нравились ребенку, и он участвовал в них с удовольствием.

Хвалите ребенка за хорошо выполненное задание. Если у ребенка что-то не получается, нужно похвалить его за попытку выполнить задание и помочь ему довести его до конца. Необходимо избегать негативной оценки действий ребенка и появления у него ощущения «не успешности».

Если ребенок отказывается от какой–либо деятельности – ничего страшного. Попробуйте предложить ему развитие этого же навыка, но в другой форме, с другими игрушками.

Особенности игровой деятельности у детей с синдромом Дауна

Формирование игровой деятельности детям с синдромом Дауна нужно стимулировать по нескольким причинам:

  • Дети могут не проявлять никакой активности в самостоятельном применении игрушек.
  • Они не могут запомнить как нужно играть с игрушками им нужно объяснять и показывать, в то время как обыкновенные дети сами, изучая игрушку находят ей применение.

Обычно у детей с синдромом Дауна сюжетно-ролевая игра развивается к 8-9 годам, но предпосылки формируются на много раньше. Игры с правилами не вызывают интерес сразу, нужно заинтересовывать постепенно. 


Примеры игр для детей от 5 до 10 лет с синдромом Дауна


Игра «Чудесный мешочек»

Цель: Игра способствует развитию тактильных ощущений, формированию навыков связной речи.
Содержание: детям предлагается выбрать заданную фигуру на ощупь, вынуть ее из мешочка и назвать. Вначале в мешочек можно положить плоскостные фигуры, затем объемные, а потом плоскостные и объемные можно смешать. Можно проводить как индивидуально, так и с группой.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише
Деревцо всё выше, выше.

Игра «Вот какая башня!»

Содержание: Взрослый предлагает поиграть: «Кубики можно ставить один на другой. Кубик на кубик». Дети вместе со взрослым ставят кубик на кубик. «Получилась башня. Вот какая башня!»

Пальчиковая игра «День — ночь»

Содержание: Педагог показывает детям, как можно прятать пальцы в кулак. Сопровождает действия речью и побуждает подражать: «Ночь. Мои пальцы спят в домике. А ваши? У Пети пальчики спят. У Вани тоже пальчики спят». (Кисти сжаты в кулаки.) «День. Мои пальцы проснулись. А ваши?» (Дети открывают кулаки).


Полезный интернет-ресурс с играми и занятиями для детей с синдромом Дауна:
http://defectus.ru/forum/11-21-1

Материал подготовлен педагогом-психологом
отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних
Фирстовой А.П.

 
 
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #9ada4e #a9f9a7 #1d3eff