Апр
7
2012

(программа формирования навыков здорового образа жизни и профилактики правонарушений подростков)

Разработчик программы: ГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям» г. Саратова

Цели программы: формирование  мировоззрения подростков, основанного на понимании социальной ценности здоровья и ответственности за его сохранение

Задачи программы:
1.    Сформировать у подростков, участвующих в программе, позитивное отношения к себе и обществу, адекватное восприятие своих социальных прав и обязанностей.
2.    Способствовать укреплению здоровья и развитию физических качеств подростков через организацию общеразвивающих физкультурных занятий на базе Центра.
3.    Сформировать у подростков понимание преимуществ здорового образа жизни и негативное отношение к тому, что вредит здоровью.
4.    Научить подростков противостоять влиянию асоциальных групп и негативных поведенческих установок, привлекая для защиты своих прав потенциал общества и государства.
5.    Закрепить социально-нравственные ценности через привлечение подростков к подготовке и участию в мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни.

Целевая группа: подростки, состоящие на социальном учете в Центре, а также обратившиеся в Центр в период реализации программы.

Реализация программы: программа проводится через параллельное воздействие на целевую группу 3-х основных программных блоков: психолого-правового, медико-гигиенического и физкультурно-оздоровительного. Занятия проводят квалифицированные специалисты Центра. Конкретное содержание каждого цикла занятий разрабатывается с учетом возрастных, психологических и физических особенностей членов целевой группы.

Ожидаемые результаты: у подростков, участвовавших в данной программе, ожидается:

  • - устойчивое сознательное отношение к сохранению своего здоровья, выполнению гигиенических и общеукрепляющих процедур;
  • - улучшение общефизического развития, интерес к занятиям физкультурой и спортом как альтернатива противоправному поведению;
  • - устойчивое негативное отношение к употреблению ПАВ, понимание деструктивности  поведенческих установок, мотивирующих употребление ПАВ;
  • - понимание необходимости социального и государственного контроля поведения личности, знание своих прав и механизмов их реализации и защиты;
  • - формирование умения доказательно мотивировать ценность здорового образа жизни и пропагандировать его перед сверстниками.

Актуальность проблемы
В докладе Совета Федерации РФ "О положении детей в Российской Федерации" от 2 июня 2006 г. отмечается, что численность детского населения России интенсивно убывает. За последние 16 лет она уменьшилась в полтора раза. Виноваты в этом не только экономические причины, но и состояние здоровья детей. В ходе Всероссийской диспансеризации осмотрены 30 млн. 400 тысяч детей (94, 6%). По данным диспансеризации, лишь 27, 1% детей признаны здоровыми (I группа здоровья), 51, 7% имеют функциональные отклонения или факторы риска заболеваний (II группа здоровья), 16, 2% - хронические заболевания (III-IV-V группы здоровья).

К факторам, влияющим на здоровье детей относятся: состояние физического развития, уровень физической подготовки и воспитания, уровень учебной и других нагрузок на организм, состояние микроклимата в семье и школе, влияние внешней социальной среды, состояние внеурочной воспитательной работы и др. Результаты научных исследований показывают, что обучение по углубленным программам достигается ценой интенсификации умственной деятельности учащихся, обусловленной повышенным объемом образовательной нагрузки в условиях дефицита учебного времени. Это приводит к снижению адаптационных резервов нервной, эндокринной, иммунной систем растущего организма, формированию функциональных расстройств и хронических патологий. Как известно, физическая активность детей и дозированные физические упражнения являются мощными факторами в профилактике и лечении указанных заболеваний и нарушений, а идеология спорта, как соперничества сильных духом и телом людей является одной из самых привлекательных для молодежи.

Психологические особенности подросткового возраста, по мнению различных авторов, рассматриваются как кризисные и связаны с перестройкой в трех основных сферах: телесной, психологической и социальной. На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, на психологическом подростковый возраст характеризуется формированием самосознания. Современные ученые выделяют следующие аспекты взросления, обусловленные как внутренними (степень аффективности, наличие внутриличностных конфликтов и др.), так и внешними факторами (оценка окружающими, нормы общества и др.)

  • Биологическое развитие представляет собой совокупность соматических изменений, выражающихся в физическом и половом развитии.
  • Психологический аспект взросления выражается в совокупности индивидуальных процессов, связанных с переживанием и принятием собственных телесных изменений и реакций на них окружающих.
  • Социологический аспект взросления выражается в том, что при достижении физического развития взрослого человека (биологической половой зрелости), подросток не обладает в обществе правами и обязанностями взрослого. 
  • Правовой аспект. Период взросления характеризуется ростом ответственности перед законом.

Эти аспекты взросления и составили базовые блоки данной программы. Программа предлагает систему мероприятий,  целью которых является активизация у детей и подростков процесса формирования навыков здорового и безопасного образа жизни,  ценностного отношения к своему здоровью, неприятие алкоголя, табака, наркотиков, отрицательного отношения к распространению и употреблению других  психоактивных веществ. Мероприятия организованы с целью конструирования жизненного опыта  подростка, когда он действует с позиций сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья близких, окружающих его людей. Аксиомой таких мероприятий является воспитание личности как результат саморазвития человека, определенных взглядов, сбалансированного мировоззрения с присущей системой ценности здоровья и здорового образа жизни. Выработанное таким образом мировоззрение становится также и надежным средством профилактики противоправного поведения подростка.


Основные элементы воспитательного воздействия программы можно представить в виде схемы: 


Медико-гигиенический блок

Одной из самых важных задач по формированию навыков здорового образа жизни является ознакомление подростков с основными процессами, происходящими в организме человека, физиологическими особенностями процесса взросления, способами сохранения здоровья.

Подавляющее большинство современных систем обучения и воспитания не планируют обучение ребенка с раннего детства способам оценивания состояний собственного тела и психологического состояния. Поэтому в подростковом возрасте, когда воспитывающие взрослые интенсивно начинают «прививать» у подростков навыки здорового образа жизни, последние, не имея адекватного представления о собственном здоровье, лишь формально соглашаются с мнением взрослых о полезности ЗОЖ.

Формированию адекватного отношения к здоровью препятствует целый ряд причин:

  • Здоровый человек (каким в норме является подросток) не замечает своего здоровья, воспринимает его как естественную данность.
  • Здоровье приобретает актуальную жизненную необходимость, когда оно уже нарушено. 
  • В основе нездорового поведения лежит феномен «нереалистического оптимизма», который развивается из отсутствия личного опыта болезни, веры в то, что, если заболевания нет, то его и не будет в будущем, вера в возможность справиться с болезнью. 
  • Нездоровое поведение приносит сиюминутное удовольствие, а последствия этих поступков кажутся далекими и маловероятными. 
  • Если рекомендации по укреплению и сохранению здоровья, полученные от средств массовой информации или врача, не совпадают с представлениями человека, то вероятность их выполнения будет невысокой. 
  • Существует возрастная динамика значимости здоровья. Его приоритетная роль чаще отмечается представителями среднего и особенно старшего возраста. Молодые люди обычно относятся к проблеме здоровья как к чему-то достаточно важному, но абстрактному, не имеющему к ним прямого отношения. Если они уделяют внимание здоровью, то преимущественно его физической составляющей. 
  • Существует эффект задержанной обратной связи: результат от заботы о поддержании здоровья отсрочен во времени. Это одна из главных причин негигиенического поведения людей.

В связи с этим очень большое значение приобретает необходимость как можно раньше помочь подростку осознать ценность собственного здоровья и воспитать ответственное отношение к его сохранению.

Данный блок включает в себя ознакомление подростков со следующими темами:
1. Перестройка деятельности различных органов и систем организма в подростковом возрасте. Возрастные особенности режима дня, труда и отдыха, питания подростка.
2.  Гигиена тела и полости рта. Гигиена рабочего места школьника. Гигиена сна. Гигиена одежды и обуви.
3.   Рациональное, сбалансированное питание. Гигиена питания.
4. Профилактика нарушений зрения. Гигиенические аспекты работы на компьютере.
5.   Вредные привычки: алкоголь, курение, наркомания, токсикомания и их пагубное влияние на здоровье.
6.    Состояние окружающей среды. Значение физического воспитания и спорта для здоровья. Профилактика нарушений осанки и искривлений позвоночника. Закаливание и его методы.
7.    Воздействие стресса на организм. Создание установки на благополучие.
8.    Утомление и переутомление.
9.    Проблема акселерации.
10.  Биология пола и половое поведение. Компоненты полового влечения. Особенности полового влечения юноши и девушки.
11.   Половые отношения и стиль жизни. Ранние половые связи и их влияние на здоровье.
12. Анатомия и физиология пола. Заболевания иммунной системы. СПИД. Профилактика инфекционных и неинфекционных заболеваний.Венерические заболевания, их симптомы, особенности заражения, лечение и профилактика.
13.  Аборт и контрацепция.
14.  Интимность, как нравственное понятие.


Психолого-правовой блок

В последнее время отмечается ухудшение физического и психического здоровья нации. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней. Привычными ощущениями современного человека становится потеря смысла жизни, неуверенность, беспомощность. Чтобы избавиться от душевной боли, человек прибегает к употреблению алкоголя, табака, наркотиков и других токсических веществ. Вследствие истощения душевных и физических сил у людей повышается уровень конфликтности во взаимоотношениях, происходит рост взаимного отчуждения и равнодушия в обществе. Как проявление душевного нездоровья населения можно рассматривать повышение агрессивности и жестокости.

Наиболее уязвимыми категориями населения являются дети, подростки и молодежь, которым еще предстоит сформировать свое отношение к миру, к себе, к обществу.

В условиях кризиса современного общества и изменения морально-нравственных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению, а вместе с ними и количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

По всей России отмечается снижение возраста несовершеннолетних, состоящих на учете за совершенные противоправные деяния. Причин такого феномена множество: это и безнадзорность детей, и склонность к правонарушениям в связи с особенностями структуры психики, и несформированность процессов торможения психических реакций на стрессовые ситуации, и безответственность самого подростка за собственные поступки, которая нередко оправдывается незнанием законов.

Для повышения результативности профилактической и просветительской деятельности по предотвращению асоциального поведения с несовершеннолетними необходима планомерная работа по программам, в которых заложена информация по вопросам права, доступная для восприятия и понимания подростков. Важным направлением данной работы представляется повышение мотивации несовершеннолетних к освоению правовых знаний, обучение их тому, как воспринимать необходимость жить в рамках, предусмотренных законом, без ограничения свободы действий, а как личную потребность, удобную для себя и для общества.

Вместе с тем, поскольку подросткам, кроме знания законов, важно осознавать себя востребованным в обществе, иметь жизненные цели, обладающие личностной значимостью, необходимо помочь им увидеть, каким образом их выбор может повлиять на дальнейшую жизнь и успешность в профессиональной деятельности, найти пути достижения жизненных целей, заинтересовать их в реализации задуманного, научить не отказываться от желаемого при неудачах, а продолжать двигаться вперед. 
Содержание психологического блока направлено на формирование адекватной самооценки, повышение ответственности подростков за свои поступки, выработку позитивных жизненных целей и развитие мотивации к их достижению.
Содержание правового блока обеспечивает подростков необходимыми знаниями о правах и обязанностях человека в семье, формирует навыки правого поведения, правильное понимание свободы и необходимости.

Работа внутри данного блока предполагает 2 вида деятельности:
- групповые занятия по развитию коммуникативных навыков,
- групповые занятия по профилактике асоциального поведения с основами правовых знаний.

Ожидаемые результаты:
1. У подростков сформируется адекватная самооценка, снизится потребность в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющегося поведения.
2. Сформируется способность к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций.
3. Выработаются позитивные жизненные цели и мотивация к их достижению.
4. Повысятся правовая грамотность и ответственность за свое поведение.

Каждое занятие имеет свою структуру и включает в себя следующие виды упражнений и формы групповой работы, представленные в определенной последовательности:
1. Упражнения-активаторы – создание доброжелательной рабочей обстановки и снятия психологических барьеров в общении.
2. Обсуждение происходящего в промежуток между занятиями – анализ изменений в поведении подростков.
3. Разминка – включение в групповую работу.
4. Упражнения, направленные на формирование адекватной самооценки.
5. Упражнения, предназначенные для развития способностей к планированию поведения и анализа ситуации с прогнозом их разрешения.
6. Упражнения, способствующие формированию позитивных жизненных целей и развитию мотивации к их достижению.
7. Групповые дискуссии и мозговые штурмы – развитие способностей к анализу и прогнозу ситуаций.
8. Информационно-правовая часть, направленная на усвоение правовых знаний.
9. Рефлексия – подведение итогов занятия, получение обратной связи.


Групповые занятия по развитию коммуникативных навыков

Ввиду незрелости личности подростков и их неумения выражать свои чувства, принимать чувства других людей целесообразно начать работу с занятий, направленных на повышение коммуникативных навыков.

Цель: развитие у подростков навыков общения, осознавания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружающих людей, активизация механизмов самопознания и самовыражения.

Целевая группа: подростки в возрасте от 12 до 15 лет.

Необходимые материалы: бумага, ручки, стулья по количеству участников, несколько старых газет, лист ватмана, маркер, видеодвойка.

Организация занятий: программой предусмотрено 5 занятий по 40 минут каждое.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

Занятие 1

Цель: создание благоприятной обстановки для личностного самораскрытия.

Ход занятия:
1.    Принятие правил групповой работы.
2.    Упражнение-активатор «Представь свое имя»,
3.    Упражнение «Объявление об объявлении».
4.    Упражнение «Сколько ты весишь?».
5.    Упражнение «Остров».
6.    Упражнение «Ладошка».
7.    Рефлексия.

Занятие 2

Цель: формирование адекватной самооценки.

Ход занятия:
1.    Упражнение-активатор «Калейдоскоп».
2.    Упражнение «Если бы я был...».
3.    Упражнение «Мой сосед слева».
4.    Упражнение «Мои сильные и слабые качества».
5.    Упражнение «Хромая обезьяна».
6.    Рефлексия.

Занятие 3

Цель: осознание причин выбора модели поведения в различных ситуациях.

Ход занятия:
1.    Упражнение-активатор «Разожми кулак».
2.    Упражнение «Представление».
3.    Упражнение «Проблемы героев».
4.    Упражнение «Уши — нос».
5.    Упражнение «Посидите так, как сидит...».
6.    Рефлексия.

Занятие 4

Цель: формирование навыков определения своей позиции в затруднительных ситуациях.

Ход занятия:
1.    Упражнение-активатор «Это я».
2.    Упражнение «Да — нет».
3.    Упражнение «Скажи "нет"».
4.    Упражнение «Нож и масло».
5.    Рефлексия.

Занятие 5

Цель: формирование адекватной самооценки.

Ход занятия:
1.    Упражнение-активатор «Атомы».
2.    Упражнение «Антивремя».
3.    Упражнение «Ситуация в автобусе».
4.    Упражнение «Необитаемый остров».
5.    Упражнение «Чемодан».
6.    Рефлексия.

Тренинг по профилактики асоциального поведения с основами правовых знаний

Цель: повышение ответственности за собственное поведение, развитие самосознания, саморегуляции и способности к планированию поступков.

Целевая группа: подростки и молодые люди в возрасте от 12 до 20 лет.

Необходимые материалы: бумага, ручки, стулья по количеству участников, лист ватмана, маркер.

Организация занятий: программой предусмотрено 10 занятий по 40 минут каждое.

Тематический план занятий


Занятие 1

Цель: знакомство с группой, формирование доверительной атмосферы, знакомство с Конвенцией о правах ребенка.

Ход занятия:
1. Знакомство с целями данной программы.
2. Мозговой штурм «Составление портрета современного подростка».
3. Упражнение «Я хочу — я могу».
4.    Групповая дискуссия «На что я имею право».
5.    Информационно-правовая часть «Конвенция о правах ребенка и законодательство РФ».
6.    Рефлексия.

Занятие 2

Цель: формирование навыков саморегуляции, знакомство с правовой ответственностью несовершеннолетних.

Ход занятия:
1.    Обсуждение в группе: «Что хорошего и что плохого происходило в последние дни».
2.    Упражнение «Наши эмоции — наши поступки».
3.    Упражнение «Замороженный».
4.    Групповая дискуссия «Может ли несовершеннолетний привлекаться к правовой ответственности».
5.    Информационно-правовая часть «Правовая ответственность несовершеннолетнего».
6.    Рефлексия.

Занятие 3

Цель: формирование представлений о сущности конфликтов и способах разрешения конфликтных ситуаций, знакомство с правовыми нормами в отношении ответственности за причинение морального и физического ущерба.

Ход занятия:
1.    Обсуждение в группе «Что происходило в последние дни».
2.    Упражнение «Автобус».
3.    Знакомство с понятием «конфликт» и способами разрешения конфликтных ситуаций.
4.    Ролевая игра «Конфликт».
5.    Групповая дискуссия «Ответственность за исход конфликта».
6.    Информационно-правовая часть «Статьи законодательства, определяющие ответственность за причинение вреда здоровью».
7. Рефлексия.

Занятие 4

Цель: выработка доверительного отношения к родителям, осознание возможности избегать конфликтов с родителями, знакомство с правами и ответственностью родителей.

Ход занятия:
1.    Приветствие.
2.    Обсуждение в группе «Что происходило в последние дни».
3.    Упражнение «Самые добрые руки».
4.    Упражнение «Список претензий»,
5.    Ролевая игра «Конфликт с родителями».
6.    Групповая дискуссия «За что несет ответственность родитель».
7. Информационно-правовая часть «Ответственность родителей за правонарушение несовершеннолетних детей».
8.    Рефлексия.

Занятие 5

Цель: выработка умения противостоять негативному влиянию группы, привитие правовых знаний об ответственности за групповые правонарушения.

Ход занятия:
1.    Обсуждение в группе «Что происходило в последние дни».
2.    Упражнение «Учимся говорить "нет"».
3.    Упражнение «Учимся противостоять влиянию».
4.    Ролевая игра «Ситуация принуждения».
5.    Групповая дискуссия «Кто отвечает в толпе».
6.    Информационно-правовая часть «Ответственность за групповые правонарушения».
7.    Рефлексия.

Занятие 6

Цель: развитие навыков, позволяющих отказаться от предложения попробовать наркотик или токсические вещества, знакомство с правовой ответственностью за хранение и распространение наркотических и психотропных средств.

Ход занятия:
1.    Обсуждение в группе «Настроение».
2.    Обсуждение в группе «Что происходило в последние дни».
3.    Мозговой штурм «Почему люди применяют наркотики».
4.    Мозговой штурм «К чему ведет проба наркотика и токсического вещества».
5.    Групповая дискуссия «Что люди приобретают и что теряют от применения наркотика».
6.    Групповая дискуссия «Употребление наркотика — дело личное».
7.    Информационно-правовая часть «Ответственность несовершеннолетних за хранение и сбыт наркотиков и психотропных средств».
8.    Рефлексия.

Занятие 7

Цель: выработка навыков, позволяющих отказаться от употребления алкоголя, знакомство с ответственностью за правонарушения в состоянии алкогольного опьянения.

Ход занятия:
1.    Приветствие.
2.    Обсуждение в группе «Что происходило в последние дни».
3.    Мозговой штурм «Почему люди употребляют алкоголь».
4.    Групповая дискуссия «С пьяного взятки гладки?».
5.    Информационно-правовая часть «Ответственность за правонарушения в состоянии алкогольного опьянения».
6.    Групповая дискуссия «Альтернатива алкоголю».
7.    Рефлексия.

Занятие 8

Цель: оказание помощи подросткам в выборе возраста вступления в половые отношения, осознание последствий неразборчивых половых связей, знакомство с ответственностью за сексуальное насилие.

Ход занятия:
1.    Приветствие.
2.    Обсуждение «Что происходило в последние дни».
3.    Групповая дискуссия «Когда мы любим, то...».
4.    Групповая дискуссия «Как избежать сексуального насилия».
5.    Информационно-правовая часть «Знакомство с ответственностью за сексуальное насилие».
6.    Рефлексия.

Занятие 9

Цель: повышение самооценки подростков, развитие самосознания, знакомство с основными законами РФ.

Ход занятия:
1.    Приветствие.
2.    Обсуждение в группе «Что происходило в последние дни».
3.    Упражнение «Сказка за сказкой».
4.    Групповая дискуссия «Можно ли жить без установленных правил?».
5.    Информационно-правовая часть «Основные законы РФ, как и кем они устанавливаются».
6.    Рефлексия.

Занятие 10

Цель: формирование потребности и способности к самопознанию, саморазвитию и самореализации.

Ход занятия:
1.    Обсуждение в группе «Что изменилось во мне за время работы в группе».
2.    Групповая дискуссия «Что хотелось бы изменить в образе подростка».
3.    Рефлексия «Что изменилось во мне».
4.    Упражнение «Чемодан»,
5.    Прощание.


Физкультурно-оздоровительный блок

Актуальность: занятия физической культурой благотворно воздействуют на укрепление здоровья и эмоциональное состояние каждого человека. Повышение двигательной активности способствует снятию агрессии, психофизического напряжения, повышению самооценки, обретению уверенности в своих силах, улучшению культуры поведения. Реабилитация посредством физического воспитания обеспечивается педагогически обоснованным и целесообразным выбором форм, средств и методов работы.

Исследования свидетельствуют о том, что современные дети испытывают двигательный дефицит, т.е. количество движений, производимых ими, ниже возрастной нормы. И это оказывает отрицательное влияние на их организм. Более того, двигательный дефицит приводит и к более выраженным функциональным нарушениям в организме ребенка. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры

Задачи по физическому воспитанию:
1.    Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на развитие новых навыков и умений, творческих способностей; организация досуга и активного отдыха клиентов Центра.
2.    Развитие двигательной активности детей и подростков, создание положительного эмоционального настроя, развитие потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.
3.    Формирование интереса к физической культуре и спорту, нравственно-волевых качеств.
4.    Наблюдение за поведением и состоянием клиента, особенностями взаимоотношений клиентов.
5.    Обеспечение соблюдения прав и свобод пациентов.
6.    Обеспечение полной безопасности клиентов при проведении физических и спортивных занятий; ответственность за их жизнь и здоровье, регулирование физической нагрузки.
7.  Разработка и применение индивидуального подхода при обучении физической культуре детей и подростков и, в случае необходимости, составление рекомендаций школьным педагогам.
8.    Оказание консультативной помощи родителям, а также методических консультаций педагогическим работникам Центра.
9.    Разработка методического обеспечения по социальной реабилитации посредством физического воспитания, применение в работе новых форм и методов, достижений науки и практики.
10.    Составление планов и программ занятий, определение их содержания; составление расписания проведения занятий.

Форма организации реабилитации клиентов посредством физического воспитания с использованием нестандартного оборудования включает в себя блок  общеразвивающих упражнений для укрепления всех мышечных групп:

  • - упражнения для развития мышц шеи и спины, способствуют правильной осанке, улучшению гибкости, предотвращают развитие плоскостопия;
  • - упражнения для развития мышц груди, определяют силовой потенциал человека, красивый внешний вид;
  • -упражнения для развития мышц брюшного пресса, способствуют фиксации внутренних органов, правильной осанке, красивого внешнего вида;
  • - упражнения для тренировки мышц верхних конечностей определяют силовой потенциал человека, обеспечивают координацию движений, красивый внешний вид;
  • - упражнения для тренировки мышц ног, способствуют правильной осанке, предотвращают развитие плоскостопия, варикозного расширения вен, обеспечивают координацию движений, красивый внешний вид.
 
 
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #9ada4e #a9f9a7 #1d3eff