Фев
28
2017

Развитие речи ребенка - один из важных вопросов, волнующих родителей. Все мы знаем, что речь – это значимый фактор и стимул развития ребенка.

Многих родители интересует, что является специфической особенностью для определенного возраста, что отклонением от правильного развития речи, а что относится к расстройствам?

Период  младенчества.

Уже с первых месяцев жизни у ребенка возникает интерес к взрослому, эмоциональная реакция на него, формируется избирательное внимание к речи окружающих.

У ребенка в 2-3 мес. появляется гуление, которое приходит на смену крику. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией. В 7-9 мес. появляется лепет: ребенок произносит серии одинаковых слогов: "дя-дя-дя", "ба-ба-ба", "ма-ма-ма".

К концу первого года жизни ребенок начинает употреблять слова. Это двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: "мама", "баба", "дядя", бах, ав-ав, би-би, на, дай, там, и т.д.…

На первом году жизни внимательное наблюдение за развитием ребенка помогает определить, существуют ли основания для беспокойства. Вот некоторые признаки:

- ребенок не реагирует на звуки, для него характерно однообразное гуление;

- не формируется избирательное внимание к речи окружающих;

- отсутствие или рудиментарность лепета (нет отраженного лепета), невыполнение простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий;

- ребенок не реагирует на свое имя; отмечается отсутствие лепетных слов.

 

После года развитие речи идет стремительно. Ребенок все больше и больше произносит осмысленных звукосочетаний, слов. Ребенок просит, указывает, требует и сообщает, а язык мимики и жестов начинает постепенно угасать. К полутора годам дети могут показать некоторые части тела, выполняют простые инструкции, понимают содержание несложных рассказов по сюжетным картинкам. Между полутора и двумя годами появляются предложения, состоящие их двух и трех слов.

    У большинства детей к началу второго года жизни или несколькими месяцами позже происходит настоящий «взрыв» развития речи. Быстро увеличивается его словарный запас (к 2 годам активный словарь составляет 300-400 слов), появляются глаголы и другие части речи, предложение состоит из нескольких слов. К концу второго года жизни речь у ребенка становится основным средством общения.

    На третьем году жизни дети рассматривают в книжках картинки, слушают (5-10 минут) истории, понимают значение слов «большой», «маленький». У них увеличивается не только запас общеупотребительных слов, но и появляется стремление к словотворчеству: изобретаются новые слова. К трем годам возникает потребность в самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых, развивается самооценка. Это находит отражение в и речевом поведении, в выборе эмоционально-выразительных средств. Ребенок начинает говорить о себе в первом лице. К этому времени активный словарь ребенка включает до 1500 слов. Вместо простой двухсложной фразы он начинает использовать развернутые предложения. К трем годам ребенок использует все части речи и строит полные грамматически оформленные предложения.

Основаниями для беспокойства могут послужить следующие признаки:

- стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам (такая остановка может быть и при нормальном развитии речи, но не более полугода после появления первых трех-пяти слов);

- при появлении речевого подражания ребенок, как правило, воспроизводит часть вместо целого слова или искажает его, использует аморфные слова (например: дека — девочка, пику — купи, пэха — хлеб);

- ребенок не строит из накопленных слов предложений, не появляются глаголы;

- ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление искажено, например: «Аня хочет нет — Я не хочу»;

- не говорит о себе в первом лице, не пользуется местоимением "Я";

- во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с «хлюпаньем», имеется носовой оттенок.

 

4 года. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги: по, до, вместо, после, союзы: что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит свистящие и шипящие звуки. Исчезает смягченное произношение согласных.

5 лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова («экскаватор»). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания («ни свет ни заря», «на скорую руку» и др.). Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок также активно пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.

ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ в дошкольном возрасте:

•    Нарушения звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замена звуков.

•    Нарушение слоговой структуры слова – пропуски, перестановки слогов в слове.

•    Лексические недостатки: бедный словарный запас, непонимание значение и смысла слов.

•    Неправильное грамматическое оформление высказывания.

•    Затруднения в пересказывании, построении самостоятельного связного высказывания.

•   Темпо-ритмические недостатки: ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, скандирование (послоговое произнесение) слов.

 

Все вышесказанное - это усредненные нормы речевого развития детей. К ним надо стремиться и ориентироваться на них, но это не значит, что все показатели обязательно должны быть именно такими. Ваш малыш неповторим, он может развиваться в своем темпе. Ваша задача, как родителей, помочь ему двигаться в нужном направлении, и при необходимости вовремя оказать ему необходимую помощь.  

Если Вы заметили те или иные значительные отклонения в речевом развитии ребенка – ДЕЙСТВУЙТЕ! Возможно, Вашему ребенку необходима помощь специалистов: логопедов, дефектологов, неврологов, детских врачей – психиатров.

Помните о том, что любое нарушение всегда легче вовремя предупредить, чем исправлять!

 

          Сергеева С. В.,

            логопед ГБУ СО «Центр социальной помощи

семье и детям г.Саратова» 

 
 
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #9ada4e #a9f9a7 #1d3eff